Примерные вопросы к контрольной работе - Утверждаю


^ Примерные вопросы к контрольной работе

Дайте краткую характеристику жанру «Сиппур даршани».

В каких памятниках до-раввинистической еврейской литературы встречаются предшественники жанра «Машаль»?

Как связан цикл чтения Торы в синагоге с повествованием в мидрашах?

Приведите примерную датировку Иерусалимского Талмуда.

В каких текстах еврейской литературы встречается мотив изгнания евреев из государства, в котором они живут?


Примерные вопросы к экзамену

Характеристика основных литературных жанров в Танахе.

Роль детали в библейском тексте. Функциональное отличие характеристик героев и описаний предметов и пейзажа в Торе от более поздних книг Танаха.

Проблема повторов и противоречий в библейском тексте. Варианты решения этой проблемы, предлагаемые исследователями.

Основные признаки библейского поэтического текста.

Механизмы трансформации библейских сюжетов и мотивов в раввинистической литературе.

Влияние Библии на средневековую еврейскую литературу.


^ Экзаменационная оценка складывается из

работы на семинарских занятиях (максимум – 40 баллов)

контрольная работа (межсессионный контроль – 5 баллов)

реферат — 10 баллов

итоговый экзамен – 45 баллов

Итоговый экзамен проходит следующим образом. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса: 1) указание на один из теориетических разделов курса 2) предложение проанализировать один из из текстов, изученных в течение курса.


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Дисциплина «Еврейская литература» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.


а) основная литература.


Источники:

Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1994. – 1346 с.

Тора. Пророки. Писания. Перевод под ред. Д. Йосифона. Иерусалим: «Мосад ха-рав Кук», 1991, 3 т.

Поэзия и проза древнего Востока. Библиотека всемирной литературы. Т.1, М. 1973. – с. 53-63, 95, 97-101, 211 – 220.

Бялик Х.Н., Равницкий И.Х. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Перевод с иврита С.Г. Фруга. Репринтное издание 1910 г. - М.: Раритет, 1993. – 319 с.

Вавилонский Талмуд. Антология Аггады. Т.1-3. Иерусалим – Москва. 2001 - 2010. – 325 с.

Литература Агады: Библиотека еврейской классики. Сост. и ред. И. Бегун, Х. Корзакова. – М.: Знание, 1999. – 384 с.

Переферкович Н. Талмуд. Мишна и Тосефта. Т. 1-7. Репринтное издание 1902 г. - М.: 2004.

Еврейская средневековая поэзия в Испании/ Пер. А. Лазарис, ред. Х. Ширман. Иерусалим, 1991.



Литература:

Библейские исследования. Сборник статей. Сост. Б. Шварц. М., 1997. – 670 с.

Библия. Литературные и лингвистические исследования. М., 1998. Вып.1, - 214 с.

Вайс М. Библия и современное литературоведение. Метод целостной интерпретации. М. - Иерусалим, 2001. – 258 с.

Вевюрко Т. Метрика архаической израильской поэзии (на материале Пс 29) // Библия. Литературные и лингвистические исследования. Вып. 1., Москва, 1998. - С. 123-150.

Вейнберг Й. Введение в Танах (части 1-2). Иерусалим-Москва, 2002. – 234 с.

Рофэ А. Повествования о пророках. Литературные жанры и история (перевод с итальянского). Москва-Иерусалим, 1997. – 239 с.

Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2000. – 469 с.

Высоцкий Б. Раввинистическая литература // От Авраама до современности. - М.: РГГУ, 2002. – С. 119 - 158

Кипервассер Р. К истории исследования агады // Вестник еврейского университета. - М. – Иерусалим, № 7(25), 2002. – С. 201 – 232.

Ковельман А. Эллинизм и еврейская культура. - М.: Мосты культуры. 2007 – 221.

Френкель И. Мидраш и Агада. Ч. 1-2. Тель-Авив: издательство Открытого Университета, 2002. – 334 с.

Шинан А. Мир аггадической литературы. Библиотека Алия. 1990. – 217 с.

Парижский С. Г. «Золотой век» еврейской литературы в Испании. СПб, 1998.

Парижский С. Г. Еврейская литература X-XV вв. в Испании. Краткие сведения о формальных особенностях еврейской поэзии. СПб., 1997.

Шейндлин Р. Средневековая еврейская литература // От Авраама к современности. М., 2002, С. 191 – 240.

Ширман Х. Еврейская поэзия в средневековой Испании / Еврейская поэзия средневековой Испании. Пер. В.Лазариса. Иерусалим, 1981. С. 113– 150


б) дополнительная литература

The Literary Guide to the Bible. Ed. by R. Alter and F. Kermode. Harvard University Press, 2002, - 678 p.

Strack H., Stremberger G. Introduction to the Talmud and Midrash. Translated by M.Bockmuehl. - Edinburgh: T&T Clark, 1991. - 472 p.

Scheindlin R. P. The Gazelle: Medieval Hebrew Poems on God, Israel and the Soul. N-Y, 1991.


в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение.


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

По основным разделам курса имеются информационные порталы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Bar Ilan's Judaic Library. Responsa Project. Bar Ilan University, Ramat Gan, Israel. 9-th version. 2001.

Judaic Classic Library with Soncino translation of the Talmud and of the Midrash Rabba. Institute for Computers in Jewish Life & Davka Corporation 1991 - 1995

The Legends of the Jews on CD-ROM. Chicago: Davka Corp., 1988.

The Encyclopaedia Judaica CD-Rom Edition. Version 1.0. 1997.

Пятикнижие Моисеево. Перевод и комментарий. ДиректМедиа Паблишинг и «Мосты культуры». Москва – Иерусалим, 2001

Поисковая система - база статей по иудаике RAMBI

Полнотекстовая база статей по гуманитарным дисциплинам JSTOR


^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).


Разработчики:

Центр библеистики и иудаики, ст. преп., канд. филол. наук М.М. Каспина

^ АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ


Наименование дисциплины:

«Литература евреев Восточной Европы»


Рекомендуется для направления подготовки

033000 Культурология

профиль: Региональная культура (Евреи в Восточной Европе)

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»


^ 1. Цели, задачи и предмет дисциплины:


Предметом дисциплины служит история литературы евреев Восточной Европы Новое и Новейшее время (XVII-XXI вв.).

^ Цель дисциплины: показать специфику еврейской литературы в данном регионе, определить ее место во всеобщей истории еврейской литературы, продемонстрировать взаимовлияние исторических событий и литературных традиций еврейского народа.

^ Задачи дисциплины состоят в том, чтобы ознакомить студентов с ключевыми событиями, тенденциями и именами истории еврейской литературы Восточной Европы; сформировать у студентов представления об общих векторах развития еврейской литературы, ознакомить студентов и дать им опыт работы с рядом наиболее репрезентативных и информативных источников по истории еврейской литературы; показать влияние традиционных языковых приоритетов в рамках общественно-политической жизни евреев Восточной Европы.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Литература евреев Восточной Европы» принадлежит к вариативной части профессионального цикла и является частью культурно-исторического модуля дисциплин. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («История мировых цивилизаций», «История мировой культуры», «История религий», «Классический иврит»). Важным является также владение полученными в процессе освоения вышеперечисленных дисциплин навыками сбора и анализа информации, а также анализа текстовых источников на иврите, идише и русском. Дисциплина «Литература евреев Восточной Европы» полезна для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «История и культура евреев Восточной Европы», «Религиозные течения в культуре евреев Восточной Европы», «Интеллектуальная культура евреев в Восточной Европе».


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: содержание базовых дат, имен, категорий Истории литературы евреев Восточной Европы, ориентироваться в основных направлениях изучения истории литературы на идише, иврите и русско-еврейской литературы. (ОК-1; ПК-1).

Уметь: логично представлять освоенное знание; применять полученные теоретические знания к анализу литературных источников евреев Восточной Европы (ОК-2; ПК-2).

Владеть: понятийным аппаратом дисциплины; современными методами иудаики; навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных событий истории литературы евреев Восточной Европы, анализировать основные особенности литературных и литературно-критических сочинений, культурных феноменов; владеть методами анализа текстов (ОК-1; ПК-1; ПК-2).


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

6










^ Аудиторные занятия (всего)

72 / 2

72










В том числе:
















Лекции

28

28










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

44

44










Лабораторные работы (ЛР)
















^ Самостоятельная работа (всего)

72 / 2

72










В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Реферат

0,25

9










Другие виды самостоятельной работы

0,5

18




























Внутрисеместровый контроль (контр. работа)

0.25

9










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен / 1

36










Общая трудоемкость часы


зачетные единицы

144













4














^ 5. Структура и содержание дисциплины






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Сем

Самост. раб.

1

Концепт «Еврейская литература» и понятие «Еврейский литературный канон». Полилингвизм.

6

1

1

2

2




2

Старые памятники литературы на идише (XVII-XVIII вв.)

6

2-4

5

6

6




3

Новая литература на иврите и идише. Литература Еврейского Просвещения; возникновение русско-еврейской литературы (XIX в.).

6

5-7

5

8

11

контр. работа

4

Еврейская литература рубежа XIX- XX вв. Новые стилевые течения.

6

8-10

5

8

6




5

Литература на идише и иврите в странах Восточной Европы и США. Советская еврейская литература.

6

11-13

6

10

11

реферат

6

История литературы евреев Восточной Европы (вторая половина ХХ – начало XXI в.). Литература Холокоста.

6

14-16

6

10

36

экзамен

7

Итого







28

44

72




4089013055872675.html
4089078446054055.html
4089131473071866.html
4089239783929381.html
4089379105418006.html