§ 7 «Правомерные ограничения трансграничных отношений в соответствии с правовыми актами институтов ЕС»

§ 7 «Правомерные ограничения трансграничных отношений в соответствии с правовыми актами институтов ЕС») и судебной практикой (§ 8 «Развитие концепции правомерных ограничений в судебной практике Суда ЕС»).

На основании анализа, проведенного в этих параграфах, показано, что учредительные договоры ЕС содержат целый ряд «норм-изъятий», включенных самими государствами-членами и позволяющих любому из них отступать от различных правил либерализации трансграничных отношений: по соображениям общественного порядка, общественной безопасности и др.

Аналогичные ограничения предусматриваются и в правовых актах, изданных институтами ЕС на основании учредительных договоров. Вместе с тем, данные акты сужают свободу усмотрения государств-членов в применении ограничительных мер, устанавливают дли них четкие юридические критерии и порядок применения, дополненные гарантиями для заинтересованных лиц (право обжалования и др.).

Целостную концепцию применения правомерных ограничения сформировала судебная практика Суда ЕС. В качестве ее основных элементов могут рассматриваться наличие правомерного основания (правомерного мотива) и соблюдение принципа пропорциональности, в соответствии с которым ограничительные меры должны ограничиваться минимально необходимым. При этом бремя доказывания правомерности ограничительных мер всегда возлагается Судом ЕС на государства-члены.

Принципиальной новеллой стала разработка Судом ЕС категории «настоятельных соображений общего интереса», включающей различные ценности, которым могут представлять угрозу трансграничные отношения. Отступив от буквального смысла учредительных договоров, Суд ЕС признал, что перечень настоятельных соображений является открытым, т.е. может дополняться новыми ценностями, признанными Судом ЕС.

Поскольку задачей ЕС является устранение всех «барьеров, которые разделяют Европу» (преамбула Римского договора), сохранение отдельных правомерных ограничений для трансграничных отношений должно рассматриваться не только как исключение из правила, но и как временная мера. Подобная мера будет действовать до тех пор, пока государства-члены и институты ЕС не устранят условия для ее сохранения. Различные способы, используемые с этой целью, служат предметом заключительного параграфа главы и всей работы – § 9 «Способы преодоления правомерных ограничений в праве ЕС».

На основании классификации мотивов и причин правомерных ограничений диссертант приходит к выводу о существовании в праве ЕС четырех видов механизмов, направленных на устранение тех ограничений, которые временно считаются правомерными:

– сближение законодательств государств-членов, позволяющее устранить все или наиболее существенные расхождения в их подходах к регулированию общественных отношений;

– экономическое, социальное и территориальное сплочение, признанное Лиссабонским договором в качестве особой «сферы компетенции» ЕС, в рамках которой оказывается поддержка отстающим от среднего уровня экономического развития государствам-членам и их регионам;

– юридические механизмы координации деятельности государств-членов, с помощью которых право ЕС обеспечивает взаимную помощь, разграничение территориальной компетенции между государствами-членами и координацию всей их политики в отдельных областях вплоть до выработки «общей политики» ЕС;

– юридические механизмы обеспечения взаимозависимости государств-членов, благодаря которым все они вынуждены постоянно взаимодействовать при разработке и принятии новых правовых актов ЕС.

В связи с последней группой механизмов диссертант особое внимание уделяет «проблеме суверенитета», которая является одним из наиболее спорных вопросов в оценке правовой природы и правовых механизмов функционирования современного ЕС. Государства-члены делегируют Союзу не суверенитет, а часть своей компетенции (суверенные права), сохраняя право участвовать в ее осуществлении на «европейском уровне» и право вернуть обратно переданные права посредством выхода из состава Союза.

«Сам суверенитет неделим – отмечает К.А. Бекяшев, – он незыблем. Другое дело, под влиянием происходящих в мире событий и процессов (например, глобализация) нормативное содержание принципа уважения государственного суверенитета может быть уточнено, расширено и усовершенствовано»22.

Таким образом, государства-члены ЕС по-прежнему суверенны. Они лишь делегируют отдельные права, вытекающие из суверенитета, Европейскому Союзу, для решения общих задач, закрепленных ими в учредительных договорах, важнейшая среди которых – создание пространства без внутренних границ.

В заключении подведены основные итоги и обобщены важнейшие выводы исследования, сделаны практические предложения по использованию правовых механизмов ЕС для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В приложениях содержатся дополнительные положения и материалы.

^ Приложение I «Либерализация трансграничных отношений в сравнительно-правовой перспективе» содержит сравнительный анализ источников права ЕС с источниками права, принятыми в рамках других интеграционных организаций, а также с положениями конституций и законодательных актов федеративных государств, которые направлены на обеспечение единства территории, в частности, закрепляют принципы и гарантии единого экономического пространства.

После общей характеристики соответствующих документов (п. 1 «Общие положения») в данном приложении подробно рассматривается сущность и содержание термина «либерализации трансграничных отношений» как категории права, существующей в разных правовых системах (п. 2 «Либерализация трансграничных отношений как правовая категория»). Отмечается, что термин «либерализация» в современном мире используется применительно не только к самим общественным отношениям, преимущественно экономическим, но и к нормам права, их регулирующим («либерализация режима» и т.д.). При этом в национальном праве объектом либерализации могут выступать как трансграничные, так и внутригосударственные отношения (например, Указ Президента России от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен»).

В п. 2 «Правовые формы либерализации трансграничных отношений» детально показаны способы рецепции правовой формы «общего рынка» («внутреннего рынка») ЕС в различных правовых системах, включая внутригосударственное право, исследованы способы классификации свобод передвижения в едином экономическом пространстве, общие принципы либерализации трансграничных отношений. Здесь же указано на появление за пределами Европы организаций, стремящихся аналогично ЕС развивать либерализацию трансграничных отношений в более широком контексте, например, путем создания общего «гражданства Залива» между странами Персидского залива.

В п. 3 «Политико-правовые аспекты либерализации трансграничных отношений» охарактеризованы различные направления воздействия права ЕС на учредительные договоры региональных интеграционных организаций, стремящихся к всеобъемлющему открытию границ между ними: Андский парламент, Суд МЕРКОСУРа, положения о проведении «общей политики» как по экономическим, так и по неэкономическим вопросам, и др.

Констатируется важность и полезность положений Договора о Комиссии таможенного союза 2007 между Россией, Беларусью и Казахстаном, предусматривающих «добровольную поэтапную передачу Комиссии части полномочий государственных органов Сторон». Такой шаг, как полагает диссертант, будет способствовать повышению эффективности процесса создания не только таможенного союза, но и единого экономического пространства между участвующими государствами.

Второе приложение содержит подготовленные диссертантом схемы и таблицы, иллюстрирующие различные положения и выводы диссертации (всего 9): приложение II «Схемы и таблицы».

Последнее приложение включает библиографию диссертации: приложение III «Библиография».

^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА


Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для опубликования научных результатов диссертаций


1. Четвериков А.О. Гражданство Европейского Союза как правовая форма либерализации трансграничных общественных отношений между государствами-членами ЕС // Lex Russica. 2010. № 4 / Четвериков А.О. (0,5 п.л.).

2. Четвериков А.О. Правовое регулирование пересечения физическими лицами государственных границ в законодательстве Европейского Союза // Юридическая наука и образование. 2009. № 2 / Четвериков А.О. (1 п.л.).

3. Четвериков А.О. Законодательство и правовые акты Европейского Союза в соответствии с Лиссабонским договором 2007 года // Lex Russica. 2008. № 6 / Четвериков А.О. (0,5 п.л.).

4. Четвериков А.О. Система учредительных документов Европейского Союза в соответствии с Лиссабонским договором 2007 года // Lex Russica. 2008. № 4 / Четвериков А.О. (0,7 п.л.).

5. Четвериков А.О. Взаимодополняемость ЕС и его государств-членов в области внешних действий и ОВПБ и ее влияние на отношения ЕС и Российской Федерации // Право и государство. 2008. № 4 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Жбанков В.А. (0,4 п.л.).

6. Четвериков А.О. Правовые проблемы ратификации Конституции для Европы // Право и государство. 2005. № 8 / Четвериков А.О. (0,3 п.л.).

7. Четвериков А.О. Европейское социальное пространство и гармонизация (сближение) трудового права России и Европейского Союза // Право и государство. 2005. № 4 / Четвериков А.О. (0,5 п.л.).

8. Четвериков А.О. Европейская политика в сфере безопасности и обороны: правовые основы, этапы формирования, механизмы реализации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. Третий выпуск (№ 6) / Четвериков А.О. (1,1 п.л.).

9. Четвериков А.О. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2005. Первый выпуск / Четвериков А.О. (0,4 п.л.).


Монографии, комментарии, учебники, учебные пособия

10. Четвериков А.О. Право Европейского Союза. Учебное пособие. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2011 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А., Жупанов А.В., Кондратьев А.В. (20/10 п.л.).

11. Четвериков А.О. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ государств-членов Европейского Союза. Учебное пособие. М.: Wolters Kluwer, 2010 (27 п.л.).

12. Четвериков А.О. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. 3-е издание, переработанное и дополненное. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция». М.: Юрайт, 2010 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А., Захаров А.В., Жупанов А.В., Кашкин Ю.С., Линников А.С., Дзиова Ю.А., Карпов А.В. (69,94/38,6 п.л.).

13. Четвериков А.О. Введение в право Европейского Союза. 3-е издание, переработанное и дополненное. Допущено Учебно-методическим объединением по юридическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности 021100 «Юриспруденция». М.: Эксмо, 2010 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. (29/4,2 п.л.).

14. Четвериков А.О. Основы права Европейского Союза. Схемы и комментарии. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Юрайт, 2010 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Жбанков В.А., Слепак В.Ю. (7,93/2,2 п.л.).

15. Четвериков А.О. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. 2-е издание, переработанное и дополненное. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция». М.: Юрист, 2009 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А., Захаров А.В., Жупанов А.В., Кашкин Ю.С., Линников А.С., Дзиова Ю.А., Карпов А.В. (66/37,6 п.л.).

16. Четвериков А.О. Право Европейского Союза. Учебное пособие. М.: Проспект, 2009 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А., Ефремкина О.В., Жупанов А.В., Кондратьев А.В. (19/9,4 п.л.).

17. Четвериков А.О. Введение в право Европейского Союза. 2-е издание, исправленное и дополненное. Допущено Учебно-методическим объединением по юридическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности 021100 «Юриспруденция». М.: Эксмо, 2008 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. (24/4 п.л.).

18. Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М.: Инфра-М., 2008 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю. (45 п.л.);

19. Четвериков А.О. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах. Рига: Фирма «AFS», 2006 / Четвериков А.О. (3,2 п.л.).

20. Четвериков А.О. Регламент (ЕС) № 562/2006 Европейского парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах). Рига: Фирма «AFS», 2006 / Четвериков А.О. (2,9 п.л.).

21. Четвериков А.О. Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). М.: Инфра-М., 2005 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю. (39 п.л.).

22. Четвериков А.О. Введение в право Европейского Союза. Допущено Учебно-методическим объединением по юридическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности 021100 «Юриспруденция». М.: Эксмо, 2005 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Кондратьев А.В. (23/3,7 п.л.).

23. Четвериков А.О. Право Европейского Союза в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2005 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А., Ефремкина О.В., Жупанов А.В., Кондратьев А.В. (19/9,4 п.л.).

24. Четвериков А.О. Трудовое и социальное право Европейского Союза: документы и материалы. М.: Права человека, 2005 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Забрамная Е.Ю., Калиниченко П.А., Кашкин Ю.С., Голобородко А.Г. (6 п.л.).

25. Европейское оборонное сотрудничество: документы и комментарии. М.: Профобразование, 2004 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. (4,5/0,6 п.л.).

26. Четвериков А.О. Россия и Европейский Союз: документы и материалы. М.: Юридическая литература, 2003 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А. (35/15,5 п.л.).

27. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 021100 Юриспруденция. М.: Инфра-М., 2002 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Захаров А.В., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А. (8,2/1,1 п.л.).

28. Четвериков А.О. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. М.: Юрист, 2002 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А., Захаров А.В., Жупанов А.В., Ефремкина О.В., Линников А.С., Горемыкина Е.Г. (58/30,2 п.л.).

29. Четвериков А.О. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий. М.: Юриспруденция, 2001 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А. (11/4,35 п.л.).

30. Четвериков А.О. Шенгенские соглашения. М.: Профобразование, 2000 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю. (10 п.л.).

31. Укрощение Левиафана: право, государство и гражданское общество в современной России. М.: МОНФ, 2000 / Четвериков А.О., Андронова О.А., Верещагин А.Н., Гобения Н.Д., Калашникова Е.Е., Кравченко Л.А. (12,75/1,9 п.л.).

32. Четвериков А.О. Право Европейского Союза: документы и комментарии. М.: Терра, 1999 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Ефремкина О.В., Горемыкина Е.Г., Калиниченко П.А., Чегринец Е.А. (52/19 п.л.).

33. Четвериков А.О. Основы права Европейского Союза. Учебное пособие. М.: Белые Альвы, 1997 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю., Антокольская М.В., Горемыкина Е.Г., Ефремкина О.В., Хижняк А.А., Чегринец Е.А. (23/12,5 п.л.).


^ Иные научные статьи и публикации

34. Четвериков А.О. Правовой режим трансграничных перемещений физических лиц на внутренних и внешних границах государств-членов Европейского Союза // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ. Том 2. М.: МГЮА, 2009 / Четвериков А.О. (0,1 п.л.).

35. Четвериков А.О. Договор о реформе 2007 года, изменения в правовых основах внешнеполитической деятельности Европейского Союза и Российская Федерация // Взаимодополняемость ЕС и его государств-членов в области внешних действий и ОВПБ и ее влияние на отношения ЕС и Российской Федерации. Материалы международной конференции, проведенной в МГИМО (У) МИД России и МГЮА 28 – 29 сентября 2007 г. Спб.: Россия-Нева, 2008 / Четвериков А.О. (0,4 п.л.).

36. Четвериков А.О. Военно-политическая интеграция в рамках Европейского Союза: институциональные и правовые аспекты // Argumentum ad judicium. Труды МГЮА. Т. II. М.: МГЮА, 2006 / Четвериков А.О. (1 п.л.).

37. Четвериков А.О. Основные положения проекта Конституции ЕС и правовые аспекты формирования общего социального пространства Российской Федерации и Европы // СНГ, Россия и Европа. Сборник статей. М.: Юстицинформ, 2006 / Четвериков А.О. (1 п.л.).

38. Четвериков А.О. Можно ли спасти Европейскую Конституцию? // Вестник Европы. 2005. Т. XVI / Четвериков А.О. (1,4 п.л.).

39. Четвериков А.О. Основные положения новой Конституции для Европы // Правовое обеспечение межгосударственной интеграции. М.: Олита, 2005 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю. (0,8 п.л.).

40. Четвериков А.О. На пути к европейской конституции: Европейский конвент и перспективы разработки Конституционного договора (Конституции) Европейского Союза // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 1 / Четвериков А.О., Кашкин С.Ю. (0,3 п.л.).

41. Четвериков А.О. Европейское акционерное общество // Глобалистика: энциклопедия. М.: Диалог, 2003 / Четвериков А.О. (0,05 п.л.).

42. Четвериков А.О. Институты Европейского Союза // Глобалистика: энциклопедия. М.: Диалог, 2003 / Четвериков А.О. (0,3 п.л.).

43. Четвериков А.О. Общая внешняя политика и политика безопасности // Глобалистика: энциклопедия. М.: Диалог, 2003 / Четвериков А.О. (0,1 п.л.).

44. Четвериков А.О. Шенгенские соглашения // Глобалистика: энциклопедия. М.: Диалог, 2003 / Четвериков А.О. (0,05 п.л.).

45. Четвериков А.О. Европейский Союз: новый этап интеграции (политико-правовые аспекты) // Общество, политика, наука: новые перспективы. Сборник статей. М.: МОНФ, 2000 / Четвериков А.О. (1 п.л.).

46. Четвериков А.О. Правовая реформа в поисках новых ориентиров // «Сопротивление материала». Международные нормативы на российской почве. М.: МОНФ, 1999 / Четвериков А.О., Афанасьева Е.Г., Верещагин А.Н., Воинова Д.В., Флямер М.Г. (3,5 п.л.).

47. Четвериков А.О. Избирательные системы // Календарь избирателя. М., 1998. / Четвериков А.О. (1 п.л.).

48. Четвериков А.О. Избирательные права граждан Европейского Союза // Календарь избирателя. М., 1998. / Четвериков А.О. (0,5 п.л.).


1 См.: Vingt-cinquième rapport annuel de la Commission sur le contrôle de l’application du droit communautaire. Bruxelles, le 18.11.2008. COM (2008) 777 final. P. 2.

2 См.: Капустин А.Я. Европейский Союз: интеграция и право. М.: РУДН, 2000. С. 239.

3 См.: Энтин М.Л. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский Союз в 2004 – 2005 годах. Спб.: Россия-Нева, 2006. С. 10 – 11.

4 См.: Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. Россия и Европейский Союз на пути создания общего европейского правового пространства // СНГ, Россия и Европа: сборник статей. М.: Юстицинформ, 2006. С. 203.

5 Здесь и далее примечания в квадратных скобках автора. – А.Ч.

6 См.: Carbonnier J. Droit et passion du droit sous la Ve République. Paris: Flammarion, 2006. P. 36.

7 «Сегодня считается, что примерно 80% норм права, применяемых в любом государстве-члене, прямо или косвенно зависят от регламентов или директив Союза». См.: Philip C. La Constitution européenne. Paris: PUF, 2004. P. 102.

8 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2005. С. 183

9 См.: Страшун Б.А. Некоторые перспективы конституционного права в эпоху глобализации // Argumentum ad judicium. Труды МГЮА. Т. I. М.: МГЮА, 2006. С. 173.

10 Европейскому Союзу «все больше присуща тенденция сближения с федеративной моделью». См.: Rouvillois F. Droit constitutionnel. T. 1. Paris: Flammarion, 2005. P. 63. По словам И.И. Лукашука: «Нельзя не согласиться с Б.Н. Топорниным, который пишет: “Сообщества и Европейский Союз продолжали носить ‘гибкий характер’: они сочетали качества международной организации и квазигосударственной федеральной структуры”». См.: Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. М: Wolters Kluwer, 2005. С. 66; Топорнин Б.Н. Европейское право. М.: Юрист, 1998. С. 147.

11 См.: Weiler J. Fédéralisme et constitutionnalisme: le Sonderweg de l’Europe // Une Constitution pour l’Europe? Sous la direction de R. Dehousse. Paris: Presses de sciences Po, 2002. P. 176.

12 См.: Pico J. Histoire et droit des États. La souveraineté dans le temps et l’espace européens. Paris: Presses de sciences Po, 2005. P. 387.

13 См.: Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Российская газета, 22 августа 2006 г., № 184 (4150). С. 6.

14 См.: Бирюков М.М. Европейский Союз, Евроконституция и международное право. М.: Научная книга, 2006. С. 32; Бирюков М.М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. М.: Научная книга, 2010. С. 65.

15 См.: Eckly P. Droit du commerce international. Paris: Ellipses, 2005. P. 6.

16 См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. М.: НИМП, 2001. С. 9 (п. 5).

17 См.: Бирюков М.М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. М.: Научная книга, 2010; Капустин А.Я. Европейский Союз: интеграция и право. М.: РУДН, 2000; Энтин Л.М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009 – 2017 годы. М.: Аксиом, 2009.

18 См.: Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории. Учебное пособие. М.: Проспект, 2010.

19 См., напр.: Постникова Е.В. Свобода предоставления услуг в Европейском Союзе: правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Шамсутдинова Р.Р. Пространство свободы, безопасности и правосудия Европейского Союза: становление, развитие и основные формы сотрудничества государств-членов: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2009; Баев А.В. Свобода передвижения граждан и приравненных к ним лиц в праве Европейского Союза: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Селиванова В.А. Принцип свободного движения капитала в праве Европейского Союза: сущность и проблемы реализации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Гусевский С.Л. Свобода передвижения лиц в условиях расширения Европейского Союза: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007; Шакирьянов А.А. Правовые проблемы избежания двойного налогообложения: на примере России и государств ЕС: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Гудков И.В. Правовые аспекты создания единого газового рынка ЕС: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

20 См., напр.: Гришин А.В. Экономический и валютный союз: правовой механизм: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010 (формирование единой денежной системы ЕС); Редникова Т.В. Эколого-правовое регулирование производства и оборота продукции в ЕС: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009 (правовое регулирование товарооборота ЕС и его допустимые ограничения в рамках экологического права); Степанян А.Ж. Правовое регулирование выборов в рамках Европейского Союза: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008 (избирательные права граждан ЕС в трансграничном контексте); Бирюков М.М. Современное развитие Европейского Союза: международно-правовой подход: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004 (комплексный теоретический анализ правовых основ деятельности ЕС, в том числе в контексте открытия границ между государствами-членами).

21 См.: Энтин Л.М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009 – 2017 годы. М.: Аксиом, 2009. С. 101.

22 См.: Бекяшев К.А. Принцип уважения государственного суверенитета – основополагающий принцип общего международного права // Lex Russica. Научные труды Московской государственной юридической академии, 2008, № 4. С. 927 – 928.


4103074003288792.html
4103209327012053.html
4103492922120627.html
4103763054520339.html
4103844188504813.html