А. В. Федоров доктор педагогических наук, профессор - страница 2

^ Таб.1. Сравнение антиманипулятивных и проманипулятивных качеств личности (по Е.Волкову)

Антиманипулятивные качества личности

Уязвимые для манипуляции качества личности

рефлексивность

рефлекторность (социальный автоматизм)

личностная автономия

конформизм

конструктивная (активная и перспективная) адаптивность

ситуационное (пассивное и сиюминутное) приспособленчество

способность к объективному познанию

субъективность восприятия реальности

самокритика и общая критичность

самообман и вера в иллюзии

изменение и развитие (лабильность, динамичность, эластичность)

стереотипность (инертность, инерционность, ригидность)

гибкость и сложность

потребность в однозначной определенности

самостоятельность

ориентация на авторитеты

конструктивная конфликтность

ориентация на поведение большинства

свобода

зависимость

Идеальная аудитория, на которую эффективно воздействуют такого рода манипулятивные приемы, - люди, лишенные аналитического мышления по отношению к медиатекстам, не понимающие разницы, между пропагандой, манипуляцией, рекламой и развлечением. Вот почему очень часто действие медиатекстов организовано в виде калейдоскопа, мозаики динамичной смены ритмически четко организованных эпизодов. Каждый из них не может длиться долго (чтобы фактура не наскучила зрителям), обладает некой информативностью, активно опирается на эффект компенсации, воздействует на эмоционально-инстинктивную сферу человеческого сознания.

Исходя из вышеизложенного, нами разработана следующая последовательность развития «антиманипулятивного» аналитического мышления аудитории на медиаматериале:

-знакомство учащихся с основными целями манипулятивного воздействия на материале медиа;

-выявление и показ социально-психологических механизмов, используемых авторами медиатекстов, ориентированных на манипулятивный эффект;

-показ и анализ методов и приемов, которыми создатели того или иного медиатекста пытаются добиться нужного им эффекта (в частности, анализ происходит с помощью заполнения таб.2);

-попытка разобраться в логике авторского мышления, выявление авторской концепции, оценка аудиторией данной концепции медиатекста.

При проблемном идеологическом анализе медиатекстов со старшеклассниками используются различные методические приемы:

-«просеивание» информации (аргументированное выделение истинного и ложного в материалах прессы, телевидения, радио и т.д., очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.);

-снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»;

-критический анализ целей, интересов «агентства», то есть источника информации;

Таб.2. Идеологический анализ конкретных медиатекстов

Названия конкретных медиатекстов

Описание манипулятивных идеологических воздействий в конкретном медиатексте:

«оркестровка» («постоянное повторение»)

«селекция»

«приклеивание ярлыков, создание образа врага»

«наведение румян, создание позитивного имиджа»

«трансфер (перенос качеств с одного объекта на другой)»

«свидетельство», «ссылка на авторитеты»

«упрощение» («игра в простонародность»)

«отвлечение/переключение внимания»

«ложь или полуправда»


Медиатекст № 1




























Медиатекст № 2




























Медиатекст № 3




























Разумеется, такой подход в проведении занятий полезен при определенных условиях. Прежде всего, он должен опираться на теоретическую подготовку аудитории. Такую теоретическую подготовку можно включить прямо в практику непосредственного проблемного анализа информации, но, на наш взгляд, предварительное общетеоретическое знакомство аудитории с типичными целями и приемами манипулятивного воздействия медиа значительно облегчает дальнейший процесс занятий.

Конечно, если для аналитического анализа выбран не информационный телевыпуск, а художественный медиатекст, учитываются особенности структуры произведения искусства. В противном случае не будет ощущаться разница между, скажем, конкретной политической акций в реальной действительности и более многогранным воздействием произведения художественной культуры. Нельзя не признать, что человек, не подготовленный к восприятию информации в ее различных видах, не может полноценно ее понять и анализировать, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа, не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств. Однако для художественного анализа любого, пусть даже самого примитивного произведения, «защиты» от манипулятивного воздействия, конечно же, недостаточно.

Один из самых острых вопросов, касающихся идеологических аспектов манипулятивного воздействия медиа – насилие на экране. Бесспорно, немногие пытаются в реальной жизни подражать жестоким героям боевиков. Но иных из них «привыкание» к насилию, показанному по медиаканалам, бездумное потребление эпизодов с многочисленными сценами убийств, пыток и т.д. приводят к равнодушию, очерствению души, неспособности к нормальной человеческой реакции на сострадание других. Отсюда ясна цель рассмотрения этого аспекта. К примеру, - обнаружить истинную сущность персонажа-супермена, легко убивающего десятки людей, показать, в чем вред показа насилия как «игры», «шутки» и т.п.

В целях более разнообразного проведения занятия применяется эффективная игровая форма – «расследование», суть которой в следующем. Аудитории предлагается расследовать преступления героев нескольких медиатекстов, содержащих сцены насилия. Дается задание выявить неблаговидные, незаконные, жестокие, антигуманные действия персонажей, которые могут помимо всего прочего подаваться авторами в «веселой» и «шутливой» форме. Таким образом, собрав веские «улики», аудитория выстраивает итоговое обвинение против авторов («агентств») тех или иных медиатекстов, манипулирующих сценами насилия.

В этом случае представляются весьма полезными рекомендации американского ученого Б.Бэйера: аудитория должна уметь «определить: 1) различие между заданными и общеизвестными фактами и требующими проверки; 2) надежность источника; 3) точность определения; 4) допустимые и недопустимые утверждения; 5) различие между главной и второстепенной информацией, утверждением; 6) пристрастность суждения; 7) установленные и неустановленные суждения; 8) неясные и двусмысленные аргументы; 9) логическую несовместимость в цепи рассуждения; 10) силу аргумента» [Beyer, 1984, p.56].

Для анализа информационных медиатекстов умения, предложенные Б.Бэйером, могут дать хорошие педагогические результаты, вырабатывая своеобразный иммунитет к бездоказательности, «фигурам умолчания» и лжи.

Идеологический и философский анализ медиатекстов предполагает выполнение старшеклассниками ряда творческих заданий (часть заданий приводится по: BFI, 1990; Semali, 2000, pp.229-231; Бергер, 2005; Нечай, 1989, с.267-268; Федоров, 2004, с.43-51, Федоров, 2005, однако цикл заданий нами существенно дополнен и переработан): литературно-аналитических, театрализовано-ролевых, изобразительно-имитационных. Каждое из этих заданий включают анализ ключевых понятий медиаобразования [«медийные агентства» (media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences) и др.].

Цикл литературно-аналитических творческих заданий для идеологического и философского анализа медиатекстов в школьной аудитории:

Медийные агентства (media agencies):

-анализ информации о том, кто владеет средствами массовой информации и контролирует их в конкретной стране;

-анализ ключевых заголовков на первых полосах различных газет, попытка сделать выводы об их политической, аудиторной, жанровой направленности;

-исследование ситуации, связанной с закрытием или запрещением того или иного источника медийной информации (газеты, журнала, передачи, фильма), с политической медиакомпанией за/против того или иного политического деятеля;

^ Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

-анализ похожих по жанру медиатекстов разных стран с целью доказательства, что один и тот же жанр может быть трактован по-разному – в зависимости от социальной, политической, идеологической, философской, национальной позиции авторов;

^ Медийные технологии (media technologies):

-анализ того, как использование различных медийных технологий может быть связано с идеологическим воздействием;

^ Языки медиа (media languages):

-анализ того, как средства медийного языка (визуального, звукового, аудиовизуального) может быть использован для усиления манипулятивного идеологического воздействия на аудиторию;

^ Медийные репрезентации (media representations):

-анализ объема медиатекста (газеты, телепередачи), выделенного на изображение (фотографии, рисунки и т.д.) событий, имеющих политическую, идеологическую направленность, и объема для вербальных текстов (статей, диалогов и т.д.) на идеологическую, политическую тему. Последующее определение политической, идеологической ангажированности медиатекста;

-написание эссе (3-4 страницы текста) «Философские концепции медиатекстов на современную тему»;

-анализ одной из новостных телепередач с точки зрения присутствия/отсутствия в передаче попыток манипулятивного идеологического воздействия (двусмысленностей, фигур умолчания, «приклеивания ярлыков», «наведения румян» (приукрашивания фактов); «оркестровки», т.е. психологического давления в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины; «селекции» («подтасовки»), т.е. отбора определенных тенденций – к примеру, только позитивных или негативных; «трансфера» («проекции») – переноса каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека); «свидетельства» – ссылки на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг; «игры в простонародность» (максимально упрощенной формы подачи информации);

-анализ, сравнение идеологической направленности выпусков новостей, транслируемых тремя разными каналами в течение одного и того же дня, выявление сходств и различий, сравнение сюжетов этих теленовостей с сюжетами новостей в прессе, вышедшей из печати на следующий день;

-анализ медиатекста на политическую тему, основанного на документальных фактах. Изучение страноведческих, политических, философских и исторических материалов, касающихся данной темы и данного периода времени. Сравнение изученных материалов с изображением политических событий в медиатексте (образ страны, народа, расы, национальности, социального строя, идеологии, политического управления, философии, системы правосудия, образования, трудовой деятельности и т.д.);

-сравнение нескольких точек зрения (к примеру, профессиональных журналистов, искусствоведов) о политических событиях, отраженных в медиатексте и о самом медиатексте, о его философской значимости;

-выбор тезиса, с точки зрения учащегося, верно отражающего точку зрения идеологии, философии авторов того или иного медиатекста, из нескольких предложенных педагогом;

-расположение предложенных педагогом тезисов в порядке их значимости для понимания и описания идеологии и философии конкретного медиатекста;

-описание и анализ конкретного эпизода из медиатекста на политическую тему, включая идеологию, философскую концепцию и т.д.

^ Медийная аудитория(media audiences):

-написание эссе (3-4 страницы текста) «Идеологическое влияние книг, прессы и телевидения на современную молодежь»;

Цикл театрализовано-ролевых творческих заданий для идеологического и философского анализа медиатекста на занятиях в школьной аудитории:

Медийные агентства (media agencies):

-театрализованный этюд на тему поиска гипотетических спонсоров, источников финансирования медиапроекта с учетом его идеологической и/или философской направленности;

-театрализованный этюд на тему ситуации, связанной с закрытием или запрещением того или иного источника медийной информации (газеты, журнала, передачи, фильма), с политической медиакомпанией за/против того или иного политического деятеля;

^ Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

-театрализованный этюд на тему решения одного и того сюжета на идеологическую тему в разных медийных жанрах;

^ Медийные технологии (media technologies):

-театрализованный этюд на тему того, как использование различных медийных технологий может быть связано с идеологическим воздействием;

^ Языки медиа (media languages):

-театрализованный этюд на тему спора группы «авторов» по поводу того, как средства медийного языка (визуального, звукового, аудиовизуального) может быть использован для усиления манипулятивного идеологического воздействия их будущего произведения на аудиторию;

^ Медийные репрезентации (media representations):

-«интервью» (сыгранные старшеклассниками интервью с различными «персонажами» медиатекста – с упором на идеологические и философские вопросы);

-театрализованный этюд на тему «пресс-конференции» с «российскими или зарубежными авторами» медиатекста («телеведущим», «сценаристом», «режиссером», «актерами», «продюсером» и др.); «журналисты» по ходу занятия задают заранее подготовленные вопросы, в основном идеологического и философского характера, «авторам», которые в свою очередь предварительно готовились к «защите» своего воображаемого (или действительно созданного в ходе предыдущих упражнений) детища - конкретного медиатекста и пр.;

-театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакритиков», которые осуждают различные идеологические и философские аспекты, связанные с медиа, анализируют отдельные произведения и т.д.;

-«юридический» ролевой этюд, включающий процесс «расследования» преступлений главного отрицательного персонажа медиатекста, «суд» над персонажами или авторами медиатекста, включающий обвинения идеологического характера;

^ Медийная аудитория(media audiences):

-рекламная кампания медиатекста, продажа медиатекста потенциальным покупателям (издательствам, кинофирмам, телеканалам) с учетом его идеологической и/или философской направленности;

По сути дела, театрализовано-ролевые творческие занятия дополняют и обогащают умения, приобретенные аудиторией во время литературно-аналитических игровых практических занятий. Помимо развития у старшеклассников умений аналитического анализа идеологической и философской составляющей медийной сферы, они способствуют раскрепощенности, общительности аудитории, делают речь старшеклассников более свободной, активизируют импровизационные способности.

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий для идеологического и философского анализа медиатекста на занятиях в школьной аудитории:

Медийные агентства (media agencies):

-создание рисованного комикса на тему поиска гипотетических спонсоров, источников финансирования медиапроекта с учетом его идеологической и/или философской направленности;

-создание серии рисунков на тему ситуации, связанной с закрытием или запрещением того или иного источника медийной информации (газеты, журнала, передачи, фильма), с политической медиакомпанией за/против того или иного политического деятеля;

^ Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

-работа с жанровыми идеологическими стереотипами (аудитории предлагается заполнить соответствующие таблицы);

^ Медийные технологии (media technologies):

-создание рисованного комикса на тему того, как использование различных медийных технологий может быть связано с идеологическим воздействием;

^ Языки медиа (media languages):

-анализ кадра (фотографии, плаката, рекламного постера) с идеологической и философской точки зрения. Изготовление вырезок фигур или предметов, изображенных на фотографии или плакате. Разные варианты расположения этих вырезок в «кадре». Размышление над тем, что изменилось после такой перестановки;

^ Медийные репрезентации (media representations):

-чтение сценарной строки (к примеру: «Он идет в толпе антивоенной демонстрации, не замечая приближающейся конной полиции…»). Подготовка (с использованием покадровых листов) серии кадров «экранизации» этой сценарной строки;

-создание рекламы, постера, коллажа или диорамы на идеологическую, политическую, философскую тему на основе вырезок текстов и изображений из старых газет/журналов с дорисовками;

^ Медийная аудитория(media audiences):

-создание рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных медиатекстов на политическую, идеологическую, философскую тему, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию.

-создание визуальных медиатекстов на политическую или философскую тему, предназначенных для специфической аудитории, предвидение того, как аудитория может отреагировать на такую продукцию.

Следующий цикл занятий состоит в проблемных коллективных обсуждениях и в рецензировании медиатекстов с точки зрения их идеологии и философии. Здесь могут использоваться следующие виды проблемных творческих заданий:

-сопоставление и обсуждение рецензий (статей, книг) профессиональных медиакритиков, журналистов, связанных с проблемами медианой идеологии и философии;

-подготовка рефератов, посвященных идеологическим, философским проблемам медиакультуры;

-устные коллективные обсуждения (с помощью проблемных вопросов педагога) медиатекстов с акцентом на идеологическую направленность и философские концепции;

-письменные рецензии старшеклассников на конкретные медиатексты разных видов и жанров с учетом их идеологической направленности и философских концепций.

Логика последовательности творческих заданий исходит из того, что критический анализ медиатекстов начинается со знакомства с работами медиакритиков-профессионалов (рецензии, теоретические статьи, монографии, посвященные медиакультуре и конкретным медиатекстам), по которым аудитория может судить о различных подходах и формах такого рода работ.

Аудитория ищет ответы на следующие проблемные вопросы: «В чем авторы рецензий видят достоинства и недостатки данного медиатекста, особенности его философии и идеологии?», «Насколько глубоко рецензенты проникают в философский и/или идеологический замысел автора?», «Согласны ли вы или нет с теми или иными идеологическими, политическими оценками рецензентов? Почему?» и т.д.

Затем - работа над рефератами на тему идеологии и философии медийной сферы. И только потом - самостоятельное обсуждение медиатекстов.

Занятия по развитию умений аналитического анализа медиатекстов направлены здесь в первую очередь на идеологические и философские аспекты, на способность применить полученные знания в новых педагогических ситуациях.

Общая схема обсуждения медиатекста:

-вступительное слово ведущего (его цель - дать краткую информацию о создателях медиатекста, напомнить предшествующие их работы, чтобы аудитория могла выйти за рамки конкретного произведения, обратиться и к другим произведениям этих авторов; если есть в том необходимость, остановиться на идеологическом, политическом, философском контексте событий, ни в коем случае не касаясь оценок авторской позиции, и, разумеется, не пересказывая фабулу произведения), то есть установка на медиавосприятие;

-коллективное «чтение» медиатекста (коммуникативный этап);

-обсуждение медиатекста, подведение итогов занятия.

Обсуждение медиатекстов начинается с относительно более простых для восприятия медиатекстов со следующими этапами:

-выбор эпизодов, наиболее ярко выявляющих идеологическую, политическую и философскую концепцию авторов;

-анализ данных эпизодов (попытка разобраться в логике авторского мышления -в комплексном, взаимосвязанном развитии конфликта, характеров, философских идей, политики, идеологии и т.д.);

-выявление идеологической, политической, философской позиции авторов и ее оценка аудиторией.

Завершается обсуждение проблемно-проверочным вопросом, определяющим степень усвоения аудиторией полученных умений анализа медиатекста (например: «С какими известными вам медиатекстами можно сравнить данное произведение? Почему? Что общего в их политической, идеологической, философской концепции?» и т.д.).

Весьма эффективным в изучении идеологического анализа медиа и медиатекстов в процессе медиаобразования, как показал проведенный нами эксперимент, оказалось тестирование с использованием заранее подготовленных педагогов истинных/ложный трактовок тех или иных явлений медийной сферы.

Пример возможного тестирования аудитории с применением ложных тезисов [Rosen, Quesada, и Summers, 1998, pp.18-20] с опорой на идеологический анализ медиа:

Вопросы для идеологического и философского анализа роли медиа в социуме и медиатекстов [Buckingham, 2003, pp.54-60; Silverblatt, 2001, pp.42-43; Медиа…, 2005, с.240; Федоров, 2004, с.43-51;Федоров, 2005; Федоров, 2006, с.175-228 и др.]:

^ Медийные агентства (media agencies):

Каковы цели и задачи, место и идеологические функции медиа в современном мире?

Кто отвечает за создание медиатекстов?

Знаете ли вы о том, кто является собственником того или иной компаний, которые производят, покупают и продают медиа/медиатексты? За счет чего медийное агентство может получить прибыль? Как, по вашему мнению, конкретный собственник может влиять на идеологию медиатекстов, выпускаемые его агентством?

Как компании продают похожую медиапродукцию в условиях конкуренции?

Кто управляет производством и распространением медиатекстов?

Имеются ли законы, регулирующие это, и насколько они эффективны?

Мнения каких социальных, политических, этнических, религиозных групп представлены в медиа максимально полно? Мнения каких групп исключены или представлены явно недостаточно? Почему? Возможны ли такого рода исключение и минимизация по идеологическим причинам?

Как вы думаете, с какими проблемами сталкивается автор, когда он создает медиатекст на политическую, идеологическую тему?

Какие предположения об аудитории имеются у создателей медиатекстов? Как агентство определяет целевую аудиторию для медиатекста?

Может ли агентство «создавать» свою аудиторию?

С какими персонажами медиакоммуникатор хочет вас отождествить? Какую идеологию эти персонажи выражают?

Хочет ли медийное агентство/медиакоммуникатор, чтобы вы думали или вели себя специфическим образом в результате получения информации?

Можно ли (и нужно ли) подвергать цензуре, или каким-либо способом ограничивать информацию, распространяющуюся через интернет или по иным медиаканалам?

^ Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

По каким параметрам нужно оценивать медиатексты (политические, социальные, моральные, философские, художественные и т.д.)?

Как идеологические взгляды авторов проявляются в различных типах/категориях медиатекстов?

^ Медийные технологии (media technologies):

Какое именно влияние оказали компьютерные технологии, интернет на развитие общества? А на вас лично?

Языки медиа (media languages):

Как медиа используют различные формы языка, чтобы передать идеи, идеологию, философские концепции? Как это использование языка становится понятным?

^ Медийные репрезентации (media representations):

Что такое целевая аудитория в сфере медиа? Как медиа пытаются на нее воздействовать?

Как медиа доказывают, что сообщают правду об окружающем мире? Как авторы медиатекстов пытаются добиться их «подлинности», «документальности»?

Могут ли медиа искусственно создавать псевдособытия? Если да, то приведите конкретные примеры.

Может ли быть идеологически ангажированный, предубежденной позиция авторов медиатекстов? Если да, то приведите конкретные примеры.

Возможна ли абсолютная объективность взглядов создателей медиатекстов?

Есть ли в медиатекстах специфический взгляд на мир, идеологию, философию, политические ценности?

Как медиа представляют отдельные социальные группы? Действительно ли эти представления точны?

Какие политические, социальные, идеологические, философские тенденции отражены в данном медиатексте? Видны ли там признаки девиантного поведения, сексизма, конформизма, тревоги, стереотипности мышления, конфликта поколений, высокомерия, снобизма, одиночества и т.д.?

^ Медийная аудитория(media audiences):

Имеет ли аудитория возможности выбора и контроля?

Почему аудитория принимает некоторые медийные репрезентации, как истинные, и отклоняют другие, как ложные?

Воздействуют ли медийные репрезентации на нашу точку зрения об отдельных социальных группах или идеологических, философских проблемах?

Могут ли медиа влиять на развитие политических процессов в социуме? Если да, как именно?

Как вы оцениваете воздействие новостей в реальном режиме времени на общественное мнение и процессы принятия политических решений – как позитивное или негативное? (приведите примеры в подтверждении своей точки зрения);

Способны ли медиа нарушить индивидуальные права граждан? Если да, в каких случаях?

Для кого предназначен тот или иной медиатекст? для одного или большего числа типов аудитории? Для каких групп населения чтение газеты «Коммерсант» является более важным? Почему?

Как (по каким причинам) аудитория обычно выбирает/покупает медиатексты?

Влияют ли стратегия, стиль, и содержание медиатекста на понимание их аудиторией?

Как выбор аудитории влияет на стратегию, стиль, и содержание медиатекстов?

Как аудитория понимает, интерпретирует, оценивает идеологическую направленность медиатекстов? Как на этот процесс влияют жизненный опыт и перспективы воспринимающего/оценивающего медиатексты индивида?

Какова роль гендера, социального класса, возраста и этнического происхождения в медийном восприятии аудитории?

Что является главной идеологической целью данного медиатекста? В какой степени достигнута данная цель? Какую реакцию аудитории ожидают его создатели?

В ходе начального констатирующего эксперимента нами было проанализировано 26 творческих работ старшеклассников. В итоге оказалось, что высокий уровень медиакомпетентности по тематике идеологического и философского анализа обнаружил 1 старшеклассник (3,8%), на среднем уровне находились 9 человек (34,6%), на низком – 16 (65,5%).

Примечания

Beyer B.K. Improving Thinking Skills. Phi Delta Kappan, 1984. Vol. 65. N 8, p. 56.

Buckingham, D. (1990). Media Education: From Pedagogy to Practice. In: Buckingham, D. (Ed.). Watching Media Learning. Making Sense of Media Education. London – New York – Philadelphia: The Falmer Press, pp.3-15.

Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.

Masterman, L. (1984). ^ Television Mythologies. New York: Comedia.

Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.

Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publishers, pp.15-68.

Masterman, L. (1998a). ^ 18 Principles of Media Education. In: http://www.screen.com/mnet/eng/med/class/support/mediacy/edec/masterman.htm

Masterman, L. (1998b). Media Education Revolution. In: Hart, A. (Ed.). Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey – London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, p.x.

Masterman, L. (2000). New Paradigms and Directions. Telemedium. Journal of Media literacy. Vol. 46. N 1, p.7.

Masterman, L., Mariet, F. (1994). Media Education in 1990s’ Europe. Strasbourg: Council of Europe, pp.6-59.

Piette, J. & Giroux, L. (1997). The Theoretical Foundation of Media Education. In: Kubey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publishers, pp.89-134.

Potter, W.J. (2001). ^ Media Literacy. Thousand Oaks – London: Sage Publication, 423 p.

Rosen, E.Y., Quesada, A.P., Summers, S.L. (1998). Changing the World Through Media Education. Golden, Colorado: Fulerum Publishing, 194 p.

Бергер А.А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Вильямс, 2005. 288 с.

Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования//Доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию. Москва, 1995. 51 с.
^ Волков Е.Н. Аналитическое мышление: принципы и признаки. 2004 //http://evolkov.iatp.ru/critical_think/Volkov_E_Critical_think_principles_introduction.html
Иванова Л.А. Роль средств массовой коммуникации в воспитании и социальном формировании подрастающего поколения//Вопросы педагогического образования. Вып.16. Иркутск: ИПКРО, 2005. С.251-259.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. 528 с.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Изд-во Международного ин-та журналистики и филологии, 2002. 272 с.

Лацис, А., Кейлина, Л. Дети и кино. М.: Теакинопечать, 1928. 88 с.

Медиа. Введение/Ред. А.Бриггз, П.Кобли. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 550 с.

Скрипкин С.В. Наглядные средства в гражданском воспитании. Опыт педагогики США//Образовательные технологии XXI века/Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С.27-34.
Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды (как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама). 2002. /http://www.psyfactor.org/propaganda1.htm
Урицкий Н.З. Кино во внеклассной работе. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. 120 с.

Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. CD. 1400 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006.  N 4. С.175-228.

Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.

Цыганов В.В. Медиа-терроризм: терроризм и средства массовой информации. Киев: Ника-Центр, 2004. 124 с.
4109873550551071.html
4110031877238545.html
4110115468876523.html
4110231378630113.html
4110353164332659.html